Что такое разрывной рабочий день

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое разрывной рабочий день». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На протяжении одного рабочего дня интенсивность работы может измениться. Например, с утра работы столько, что нет времени даже присесть. Но ближе к обеду заказов, звонков и прочего становится меньше. Одно дело, когда сотрудники просто сидят и нечего не делают, отсчитывая время до конца рабочего дня. И совсем другое, когда отправятся на несколько часов домой и выйдут на работу в то время, когда количество работы значительно увеличится.

Доплата за раздробление дня

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Если размер компенсации намерено занижен

Такая ситуация является грубым нарушение законодательства. Если сотрудник считает, что руководитель предприятия незакономерно занизил размер выплат компенсации, ему необходимо написать заявление и подать его в инспекцию по защите прав трудящихся или ГИТ (Государственная инспекция труда). Жалоба обязательно будет принята, о чем работодателю поступит официальное уведомление.

Если в ближайшее время руководитель не посчитает нужным исправит ситуации, тогда проводится тщательная проверка и при подтверждении фактов, ему грозит:

  • денежный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей для государственных руководителей;
  • юридическим лицам придется расстаться с большими суммами – от 30 до 50 тыс. рублей.

Если в постановление Правительства будут внесены поправки, сумма штрафов может измениться, но не в меньшую сторону. Такие разбирательства не лишают сотрудника возможности продолжать дальше свою работу. Если руководитель не выпалить недостающую сумму компенсации, можно смело обращаться в суд. Здесь уже пахнет ущемлением прав, дискриминацией и я готов оказать юридическую поддержку в решении подобного спора.

Сотрудник имеет право требовать не только сумму недоплаченной компенсации, но и определенные день за моральный ущерб. Самостоятельно справиться с этим достаточно сложно.

Систематизация бухгалтерии

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальный нормативный акт могут включаться стимулирующие доплаты (ст. 144 ТК).3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством.

Отраслевым соглашением между Департаментом по образованию и науке и областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2008 – 2010 гг. предусмотрена оплата в размере 30% ставки за разрывной характер работы. Согласно п. 3.16 Отраслевого соглашения, заключенного между комитетом образования администрации “Рославльский район” Смоленской области и Рославльской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2011 – 2013 гг., производится оплата в размере 30% ставки за разрывной характер работы, если перерыв между уроками составляет более двух часов в сельских образовательных учреждениях и интернатных учреждениях за счет бюджетных средств, в городских образовательных учреждениях за счет средств экономии фонда оплаты труда и внебюджетных средств.

Инфо

Режим разделения рабочего дня на части обладает многими нюансами. К ним относится:

  • любой гражданин, работающий официально, имеет право на перерыв, длительность которого может находиться в пределах от получаса до двух часов;
  • время устанавливаться между разными частями одной смены руководителем фирмы;
  • заблаговременно требуется получить разрешение на дробление смены от профсоюза;
  • непременно в компании издается внутренний акт, на основании которого осуществляется деление рабочего времени сотрудников на несколько частей;
  • работодатель должен убедиться, что полностью соблюдаются права и интересы работников фирмы.
Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Новосибирской области

Если представители профсоюза соглашаются со всеми вносимыми изменениями, то они должны составить письменное согласие в течение 5 дней после получения акта. Если в этот период времени отсутствует ответ, то компания может утвердить акт без согласия профсоюзного органа.

Профсоюз может вносить изменения, если какие-либо пункты имеющегося акта нарушают права или интересы наемных сотрудников.

Какие составляются документы?

Разделение на части рабочего дня считается сложным процессом, во время которого руководитель фирмы обязан подготавливать много разных документов. К ним обязательно относится:

  • Внутренний нормативный акт. Правила его составления приводятся в ст. 22 и ст. 105 ТК РФ. С его помощью обеспечивается возможность внесения необходимых изменений в трудовой договор работников компании. В нем указываются точные условия, сроки и цифры, на основании которых происходит дробление рабочего дня. Приводится количество разделений, точное время и длительность перерывов, а также размер доплаты, если она назначается директором.
  • Разрешение от профсоюза. Оно составляется в течение 5 дней после получения примерного нормативного акта, на основании которого будут вноситься изменения в трудовой договор работников. Если в течение этого периода документ не будет составлен, то фирма имеет право вносить нужные изменения в трудовую смену без согласия профсоюза.
  • График разделения рабочего дня на части. На основании этого документа все сотрудники, для которых производятся изменения, знакомятся с режимом своей будущей работы. Обычно составляется график для всей фирмы, причем во время формирования данного документа актуально пользоваться примерами. Разделение рабочего дня на части не должно затрагивать права и интересы сотрудников.
  • Дополнительное соглашение к трудовым контрактам. Так как деление рабочей смены приводит к существенному изменению условий труда, то такие корректировки непременно официально фиксируются. Для этого с каждым работником составляется дополнительное соглашение. В нем указывается, на какие части делится смена, какая за это назначается доплата, а также прописываются другие значимые условия.

Отсутствие даже одного вышеуказанного документа выступает основанием для принудительной отмены решения руководства фирмы трудовой инспекцией или судом.

В каких случаях актуально разделение рабочего дня на части

Основной целью разделения рабочего дня на части является рациональное распределение времени. Представим ситуацию. Утром и вечером в кафе приходится очень много народу, чтобы позавтракать перед работой или отдохнуть и поужинать после рабочего дня. В то же время, днем в заведении крайне мало посетителей, поскольку целевая аудитория кафе в течение дня занята работой. В такой ситуации руководству общепита следует раздробить рабочий день на части, чтобы трудящиеся находились в кафе исключительно при наличии работы. А иначе сотрудники будут впустую тратить время, когда в дневное время с несколькими посетителями может управиться всего один подчиненный. К дроблению рабочего дня предъявляется ряд условий:

  • отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность в течение всего рабочего дня (например, тренажерный зал нельзя убирать, когда там занимаются спортсмены — тогда уборщик занимается делами в середине дня, когда тренажерный зал закрыт для посетителей);
  • в компании был издан локальный акт, закрепляющий право на разделение рабочего дня на части, согласованный с профсоюзной организацией;
  • работа характеризуется различной интенсивностью, меняющейся в течение смены;
  • особая специфика деятельности.

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

Читайте также:  Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

Если размер компенсации намерено занижен

Такая ситуация является грубым нарушение законодательства. Если сотрудник считает, что руководитель предприятия незакономерно занизил размер выплат компенсации, ему необходимо написать заявление и подать его в инспекцию по защите прав трудящихся или ГИТ (Государственная инспекция труда). Жалоба обязательно будет принята, о чем работодателю поступит официальное уведомление.

Если в ближайшее время руководитель не посчитает нужным исправит ситуации, тогда проводится тщательная проверка и при подтверждении фактов, ему грозит:

  • денежный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей для государственных руководителей;
  • юридическим лицам придется расстаться с большими суммами – от 30 до 50 тыс. рублей.

Если в постановление Правительства будут внесены поправки, сумма штрафов может измениться, но не в меньшую сторону. Такие разбирательства не лишают сотрудника возможности продолжать дальше свою работу. Если руководитель не выпалить недостающую сумму компенсации, можно смело обращаться в суд. Здесь уже пахнет ущемлением прав, дискриминацией и я готов оказать юридическую поддержку в решении подобного спора.

Разделение рабочего дня на части согласно Трудовому кодексу РФ

Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва.

Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст.

105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива.

Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих

Пример разделения рабочего дня на части

Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было. Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы.

При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст.

В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается

В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?

Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Количество частей и обеденный перерыв

Трудовой кодекс не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день. Например, восьмичасовой рабочий день может быть разбит на две части (4 ч + 4 ч), на три части (3 + 3 + 2, 4 + 2 + 2 и пр.) или более.

Читайте также:  Госпошлины в ГИБДД: изменения размеров на 2023 год

Продолжительность перерывов между частями устанавливается в связи с особенностями производственного процесса и может составлять и два, и три, и даже шесть часов, если это необходимо. Так, водитель обратился в суд с иском о взыскании недоначисленной заработной платы, полагая, что перерывы в работе более двух часов являются вынужденным простоем по вине работодателя и должны соответствующим образом оплачиваться. Суд, рассматривая дело, отказал в удовлетворении требований: даже если Положением определено, что продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а фактически было более четырех часов, это время не может считаться простоем по вине работодателя. Ведь исходя из ст. 72.2 ТК РФ при вынужденном простое работник должен находиться на рабочем месте и быть лишенным возможности исполнять возложенные на него обязанности по независящим от него обстоятельствам (Определение Красноярского краевого суда от 27.02.2012 по делу N 33-1603/2012).

Наибольшее распространение получило деление рабочего дня на две части с перерывом в два-три часа.

Примечание. Время перерывов между частями в рабочее время не включается и не оплачивается.

Например, согласно п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена сотрудникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также выполняющим работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), при разделении рабочего дня на части устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. В указанные перерывы включается время перерыва для отдыха и питания.

Соответственно, время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть:

В каком случае возможно разделение рабочего дня на части

Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня Скачать форму трудового договора Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примере разделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений.

Особенности рабочего времени по тк рф

СМП:

  • в инфекционных больницах;
  • в диспансерах кожно-венерологического направления;
  • в ЛПУ по осуществлению защиты от СПИДа;
  • в лепрозориях;
  • в госучреждениях наркологического, психиатрического направления;
  • на скорой помощи.

33 часа недельной нагрузки полагаются врачам и СМП:

  • проводящим только амбулаторный приём в ЛПУ;
  • работающим на генераторных установках УКВЧ, мощность которых превышает 200 Вт;
  • в стоматологических кабинетах.

30 часов недельной нагрузки полагаются врачам и СМП:

  • в туберкулёзных организациях (в том числе труд экспертов);
  • отделений патологоанатомических, моргов (экспертов, в том числе);
  • находящимся в контакте с флюорографией, рентгеном, гамма-установками.

24 часа в неделю работают врачи, СМП, ММП, взаимодействующие с радиоактивными веществами.

Когда и кому можно делить рабочий день на части

  • работы с особым характером труда;
  • работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).

Критерии, используемые в данной норме, не самые четкие. С одной стороны, изменяющаяся интенсивность – ​частный случай работы с особым характером труда. С другой стороны, на практике именно изменение интенсивности является единственным критерием, по которому законодатель относит деятельность сотрудника к работам с особым характером труда для применения в его отношении ст. 105 ТК РФ. В чем же разница между двумя категориями? Традиционно принято считать, что наличие особого характера труда определяет государство в лице компетентного органа, а работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочей смены, – ​сам работодатель. Среди первой категории, прежде всего, выделяются работы, связанные с транспортом и связью. Так, на законодательном уровне установлено, что рабочий день может быть разделен:

  • членам экипажей воздушных судов гражданской авиации 1 ,
  • водителям трамваев и троллейбусов 2 ,
  • водителям автобусов 3 ,
  • железнодорожного транспорта 4 ,
  • работникам метрополитена 5 ,
  • работникам связи 6 .

Вторая категория более гибкая и здесь могут встречаться самые разные варианты. Отметим, что наиболее часто деление рабочего дня на части встречается:

  • у работников, обслуживающих транспортные потоки (например, персонал, осуществляющий подготовку автобусов к рейсу);
  • сотрудников торговли и общественного питания, т. е. там, где есть изменение клиентского потока в течение дня.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *